![]() |
|
Средства обучения и воспитания
Образовательные области |
Материально-техническое и учебно-материальное обеспечение |
Физическое развитие |
- Обручи пластмассовые - Палка деревянная гимнастическая - Мячи разного диаметра - Набор кеглей - Дуги для подлезания - Коврики массажные - Корригирующая дорожка - Скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями) - Щиты для бросания - Кольцеброс - Мешочки для равновесия - Скакалки детские - Шнуры - Канат для перетягивания - Флажки разноцветные - Ленты - Шведская стенка |
Социально-комуникативное развитие |
- Игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, автомобили, одежда для кукол, - Наборы игрушечной посуды - Наборы парикмахера - Наборы медицинских игровых принадлежностей - Игровой модуль «Кухня» - Игровой модуль «Парикмахерская» - Грузовые, легковые автомобили - Набор предметных карточек «Транспорт» - Наборы сюжетных картинок «Уроки безопасности» - Оборудование для трудовой деятельности (совочки, грабельки, палочки, лейки пластмассовые детские) - Природный материал и бросовый материал для ручного труда |
Познавательное развитие |
- Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Одежда», «Насекомые», «Земноводные - Серия демонстрационных сюжетных тематических картин - Домино с цветными изображениями - Шнуровки различного уровня сложности - Игрушки-персонажи - Набор плоскостных геометрических фигур - Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм - Дидактические игры «Цвет», «Форма», «Фигуры» Муляжи фруктов и овощей - Вкладыши - Пирамидки различной величины - Сортер
|
Речевое развитие |
- Стимульный материал - Наборы предметных карточек по темам - Набор сюжетных карточек по темам - Предметные игрушки-персонажи - Комплекты детских книг по темам - Иллюстрации к детской художественной литературе |
Художественно-эстетическое развитие
|
- Магнитная доска - Мольберт - Комплект изделий народных промыслов (матрешка) - Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования - Бумага для рисования - Стаканчики - Трафареты - Кисочки - Карандаши простые, цветные - Мелки восковые - Бумага цветная - Картон цветной, белый - Пластилин - Доска для работы с пластилином - Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями - Музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки) - Металлофон - Комплекты костюмов театрализованной деятельности - Шапочки для театрализованной деятельности - Ширма для кукольного театра настольная, напольная - Игрушки-персонажи - Флажки разноцветные - Куклы - Елки искусственная - Гирлянды - Наборы елочных игрушек - Мишура - Напольный конструктор деревянный - Наборы настольного конструктора |
Технические средства обучения
|
- Магнитофон - Ноутбук - Компьютер - Мультимедийный проектор - Экран - Музыкальный центр |
Необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста является правильная организация питания, обеспечивающая организм энергией и всеми необходимыми ему включает – пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными веществами.
Соблюдение принципов рационального, сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста – важный фактор процессов роста, совершенствования многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности ребенка.
Организация питания в ДОУ предусматривает выполнение режима дня.
Режим питания детей с 10-ти часовым пребыванием завтрак, второй завтрак, обед, полдник,
Распределение энергетической ценности (калорийности) приемов пищи:
В ДОУ имеется 10-дневное -меню,, на основании которого составляется ежедневное меню. Объем пищи и выход блюд соответствуют возрасту детей. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты. Основанием для приготовления блюд являются оформленные технологические карты (на основании действующих сборников технологических нормативов).
В ДОУ круглогодично проводится искусственная С-витаминизация готовых блюд. Для профилактики йододефицита в питании используется йодированный хлеб.
В детском саду имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно. Все продукты, поступающие в детский сад, имеют необходимые санитарные сертификаты соответствия. Производственный процесс по приготовлению блюд выполняет повар.
Питание в детском саду организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд осуществляется на пищеблоке, состоящем из двух цехов и кладовой для хранения продуктов. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход и полностью оснащено оборудованием в соответствии с нормативными требованиями.
Условия охраны здоровья обучающихся
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников.
Здоровье - это основное условие определяющее физическое и психическое развитие ребенка. Большую роль на состояние здоровья оказывает режим дня. В ДОУ в режиме дня сочетаются : физические нагрузки со спокойными занятиями ,сном ,отдыхом ,играми. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Педагоги планируют разные виды двигательной активности детей с учетом их возрастных особенностей.."Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии детей.
Формирование здорового образа жизни закладываются именно в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в ДУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются ежедневная организованная образовательная деятельность, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течении дня. Поэтому так важно правильно организовать воспитательно-образовательный процесс по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие – здоровый образ жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни:
-рациональный режим;
-правильное питание;
-рациональная двигательная активность;
-закаливающие мероприятия;
-создание стабильного психоэмоционального состояния
Под режимом принято понимать распорядок дня, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. Поэтому наши педагоги просят соблюдать режим детского сада и дома.
При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих правил:
1 Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).
2 Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3 Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах
4 Формирование культурно-гигиенических навыков.
5 Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6 Учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим - он стабильный, и вместе с тем, динамичный для постоянного обеспечения адаптации ребёнка к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из индивидуальных особенностей ребёнка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. Поэтому у нас идёт учёт индивидуальных особенностей детей, например постепенный подъём после сна.
В детском возрасте особенно велика роль питания.
Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1 Обеспечение баланса
2 Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
3 Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная активность дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной активности являются:
1 Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
2 Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
3 Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
4 Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание - еще один из компонентов здоровья, оно способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость организма, но и способствует повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям и в первую очередь, простудного характера, повышается выносливость организма.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и воспитывается.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья
Поэтому так важно создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учётом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей
Для этого организовывается разносторонняя интегрированная деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием социального партнерства.
Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям:
- Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, )
- Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации).
В приемной групп размещены папки-передвижки для родителей, где воспитатели помещают рекомендации по укреплению здоровья детей.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа, правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада.
Режим дня ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая проводится в физкультурном зале под музыку .Зарядка позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка, в это время проходит непосредственная образовательная деятельность. Непосредственно- образовательная деятельность требует от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, динамические паузы – игры.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
Традиционные.
Игровые, в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления.
Тематические занятия.
Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
Дни здоровья.
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.
После непосредственной образовательной деятельности наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование и спортивная площадка, на которой есть лестницы, змейки, кольца для мячей, дуги, перешагивания, перелезания, выносное игровое оборудование.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоровительным мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей.
Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.